Хочу поделиться с вами технологией, которую мы используем в каждом втором проекте – это продукт-сессия.
Иногда в результате продукт-сессии рождается несколько продуктов.
Чтобы лучше донести, как это работает, расскажу на примере.
Дело было в пятницу, 22 октября 2021, у нас в компании есть собственный учебный центр Écol Humathèq, где мы обучаем своих сотрудников и клиентов технологиям разработки продуктов.
Утром в 10:00 группа, состоящая из 19 человек, получила в качестве задания исходную информацию:
Наш целевой клиент – девушки 18-35 лет, которые любят петь. Как правило, они это делаю в душе и в машине. Согласно нашей гипотезы, которую мы сформировали в результате первичного исследования, таких девушек более 65%. Как правило, они это делают утром и вечером в течение 15-20 минут. Наши героини любят караоке, однако, стесняются туда ходить, да и в covid туда особо не походишь, плюс, это отнимает много времени.
А также задачу:
Разработать для обозначенных клиентов продукт.
Как мы действовали и к чему в итоге пришли:
1. Сформулировали ключевую проблему, после сделали её декомпозицию
Ключевая проблема: не могу в душе петь, как в караоке
В рассуждениях пришли к выводу, что данная проблема состоит из следующих проблем:
1. Не вижу в душе слова 2. Не могу закрепить звукоприемник (микрофон) 3. Негде разместить источник звука 4. Вода мешает слушать музыку (и себя) 5. Нет атмосферного освещения, как в караоке
2. Генерировали идеи для каждой из декомпозированных проблем
Работали с каждой из проблем последовательно: каждый участник продукт-сессии должен был в течение 4х минут сгенерировать как можно больше идей с помощью которых он бы решил соответствующую проблему целевого клиента, в нашем случае девушки, которая любит петь.
Идеи записывались и не обсуждались (метод накопления).
Итого у нас получилось 5 спринтов по 4 минуты.
Почему 4 минуты: как показала наша практика, ровно столько времени необходимо, чтобы сгенерировать самые интересные идеи.
В итоге, в группе из 19 человек, получилось более 300 неповторяющихся идей.
3. Сформировали фильтр отбора идей
Фильтр отбора представляет собой метафорическую воронку, состоящую из множества «фильтрующих мембран» через которые пропускается каждая из сгенерированных идей.
Фильтр отбора идей с семью "фильтрующими мембранами"
Если идея проходит все «фильтрующие мембраны», она попадает на следующий этап, если не проходит, значит в дальнейшей разработке продукта это идея уже не участвует.
Важно: фильтр отбора идей формируется после процесса генерации, это делается, чтобы участники продукт-сессии, генерируя идеи, думали о решаемых проблемах, целевых клиентах, а не о том, чтобы подстроиться под воронку.
4. Пропустили все сгенерированные идеи через фильтры.
Из более чем 300 идей через фильтр прошли только 17 и это очень хороший результат.
Обсуждение идей происходило именно на этом этапе, на этой сессии я играл роль продукт-менеджера, т.е. был модератором.
Реальная фотография с описываемой продукт-сессии
На фото видны отобранные идеи, они записаны фиолетовым маркером.
5. Объединили отобранные идеи в концепции продуктов
Это делается так: из всех идей выбирается самая сильная идея, а далее к ней добавляются все остальные из отобранных идей.
Самая сильная идея – это идея, которая одновременно решает максимальное количество проблем и вокруг неё можно строить продукт.
Итого у нас оказалось 3 сильных идеи:
1. Встроить продукт в душевую лейку,
2. «Full Box», т.е. караоке устройство в едином IP68 корпусе,
3. Звукопоглощающий коврик.
На последней фотографии, слева, видно, как происходило объединение идей в продукты.
6. Сделали визуальные прототипы продуктов
Важно: чтобы исключить лишнюю формальность - составление задания на разработку дизайн-концепта, мы всегда приглашаем на продукт-сессию промышленного дизайнера.
В данном случае был наш главный дизайнер.
Юля Савлевич
Отвечает за дизайн в Humathèq
Она в течении 12 часов после сессии, которая в общей сложности заняла 8 часов, подготовила следующие эскизы продуктов:
Первый продукт, на который мы вышли:
KARAOKE KIT для душа
Продукт представляет собой коробку, сделанную из хорошего картона с ложементом, в которой находятся 3 элемента:
альтернативная душевая лейка (верхняя)
беспроводная мультимедийная колонка (IP68)
альтернативная душевая лейка (нижняя) в виде студийного микрофона, в этом устройстве есть, как сама лейка, так и микрофон (IP68).
Пользователь в своей душ-кабине или в ванной снимает (легко откручивает) верхнюю и нижнюю душевые лейки и на их место устанавливает (легко вкручивает) лейки из набора.
Это должно занять несколько минут. Далее, в верхнюю лейку, на первом рендере хорошо видно конусное отверстие, помещается мультимедийная колонка, она фиксируется магнитами, установленными в лейке.
Также колонка легко извлекается, что необходимо для зарядки.
Вуаля! У вас в душе настоящее караоке, наслаждайтесь любимыми треками в своём исполнении.
Да, здесь нужно дополнить наш KARAOKE KIT прозрачным холдером для планшета, но это уже на следующем этапе эскизирования.
Второй продукт, на который мы вышли:
Упаковка для гель-душа в форме концертного микрофона
Думаю, исходя из рендера, здесь всё понятно.
Такой гель-душ может быть отличным подарком девушке, которая любит петь.
С помощью упаковки, она может имитировать концертный микрофон, что будет делать её водные процедуры многократно эмоциональными.
Почему в нашем кейсе получилось 2 таких разных продукта?
Все потому, что мы на 3м этапе, во время фильтрации идей отключили "фильтрующую мембрану" - идея соответствует бизнесу и стратегии.
Далее концепты тестируются перед потенциальными клиентами и пользователями, проверяются гипотезы на которых они построены и в случае успеха направляются в R&D, ...но это уже другая история.